Знакомство с искусством икебаны произвело на европейцев ошеломляющее впечатление. Привычные к роскоши нарядных букетов, основной задачей которых было подчеркнуть мастерство составителя букета, жители Европы были поражены изысканной строгостью, ювелирной точностью в выборе элементов и лаконизмом форм в композициях японских мастеров. Оказалось, что скромная композиция из нескольких веточек и набора необычных цветов и трав подчас может пленить наши чувства куда сильнее пышного букета. На первый взгляд японская композиция проста и незамысловата, но творения истинных художников икебаны всегда волнуют, поражают своей глубиной и совершенством.
Купить цветочную композицию
В современной Японии искусство икебаны остается одним из самых популярных. В силу своего менталитета японцы очень серьезно относятся к любому виду искусства, доводя свое творчество в выбранной области до совершенства. Достаточно вспомнить японскую поэзию, японский театр… Мастерство, в том числе в искусстве икебаны, оттачивалось веками – первые композиции были созданы в VII веке! Именно тогда по обеим сторонам алтаря буддийских храмов Японии стали появляться необычные, подчеркнуто торжественные, высокие (до полутора метров) букеты в узорчатых бронзовых сосудах. Так появился стиль рикка, буквально – «поставленные цветы». Сегодня его считают устаревшим, но до XI века он господствовал в японском цветочном искусстве. Однако уже с X века стиль рикка начал упрощаться, так как с тех пор композиции из цветов принято устанавливать не только в храмах, но и во дворцах императора, в жилых покоях аристократии, у домашних алтарей, оформлять ими различные официальные церемонии.
Купить цветы для оформления интерьера
XVI век был отмечен созданием свободного стиля нагэирэ («небрежно поставленные, вброшенные цветы»), который получил широкую популярность не только среди знати, но и в народе. Одной из разновидностей нагэирэ является тябана – цветы для чая, то есть для чайной церемонии. Тябана должна передавать чувства и настроение мастера, относящиеся к конкретной церемонии, ее простоту, чистоту, естественность.
Во второй половине XVIII века наибольшее распространение получило другое направление стиля нагэирэ – сёка (сэйка), что в переводе означает «живой цветок». Для этого стиля характерна асимметричная форма композиции с тремя основными линиями, олицетворяющими небо, человека и землю. А со второй половины XIX века китайское прочтение иероглифов сменилось японским, и в результате слово «сёка» заменилось знакомым всем нам словом «икебана», что в дословном переводе означает «цветы, которые живут» или «вторая жизнь цветов».
Конец XVIII - начало XIX веков отмечены серьезным пересмотром традиционной эстетики икебаны, ее реформированием. К концу этого периода японское искусство обогатилось приемами составления композиций в плоском сосуде, включением в композиции европейских цветов, использованием своеобразной красоты увядших растений и новых, необычных материалов – перьев, пряжи, металла, пластмассы.
Современным этапом развития японского цветочного искусства можно считать период с 1960 года – за это время икебана прошла путь успешного экспериментирования с цветом и формой, и ее произведения подчас напоминают модернистские или абстракционистские работы современных скульпторов и дизайнеров. Как и в далеком прошлом, составление современных икебан – это особое искусство, которому обучаются долго и кропотливо. Икебана, созданная истинным мастером, завораживает и очаровывает. Подобное произведение цветочного искусства украсит любой интерьер, придав ему изящество и утонченность.